суббота, 5 марта 2011 г.

Аспен и памятники горнолыжникам в нем


Знакомая прислала вопрос: "Ты когда-нибудь видел памятник лыжнику?" И ссылку на это фото (из фотоальбома, посвященного Финляндии https://picasaweb.google.com/markkusauli/Koottuja#5556124171939547138)

На фото - Eero Mäntyranta (http://en.wikipedia.org/wiki/Eero_M%C3%A4ntyranta + см. фото) великий финский лыжник, пик успехов которого -1960-е годы. После успеха на Олимпиаде 1964 в Инсбруке (две золотые и одно серебряная медаль) он получил прозвище Мистер Зеефельд (Sefeld – место проведения лыжных гонок и биатлона в Инсбруке).

Но все же нужно ответить на заданный вопрос.
Отвечаю: конечно, видел!
Два я вспомнил сходу – Аспен, Скалистые горы, штат Колорадо, США.

Очень кратко: Аспен вполне может претендовать на титул "горнолыжной столицы США".

В США много горнолыжных центров. Или даже очень много. Расположены, они естественно, в горах, а горы в США в основном находятся в западной части (примерно треть все территории).

Это Кордильеры, которые тянутся вдоль западного побережья Северной и Южной Америки от Аляски до Огненной Земли (в Южной Америки они называются Анды).
В Северное Америке еще на территории Канады, Кордильеры разделяются на две части: одна идет прямо вдоль побережья и на территории всей Калифорнии называется Сьерра-Невада ("Снежные горы"). А вторая уходит восточнее в направлении Денвера – это Скалистые горы (Rocky Mountains), которые южнее, в районе штата Нью-Мехико выполаживаются и переходят в высокое плато. Между Сьерра-Невада и Скалистыми горами – пустыни.

Обратите внимание: первое название – испанское, второе – английское (причем, что бывает редко, в русском языке используется не оригинальное название, а точный перевод). Понятно почему: Скалистые горы осваивались позднее (в первой половине 19-века) переселенцами с Восточного побережья, англосаксами.

Г-л зоны есть везде (даже около Лос-Анжелеса, хотя это очень южно). Много знаменитых мест именно в Сьерра-Невада ("Солнечная долина", о которой серенада – это тут). Думаю, их популярность объясняется во многом их близостью к населенным районам – Калифорния. Я там не был, не могу точно описать.

Но все же (по разным источникам и авторитетам) самые классные и "крутые" места – это Скалистые горы, причем именно в Колорадо. Возможно, я ошибаюсь, но это как "Красная Поляна" и Приэльбрусье (в плане возможностей катания, конечно).

В Колорадо тоже много мест, но главные - около Денвера, на запад по трассе 70.
И там, в свою очередь более десятка огромных зон. Они сосредоточены в трех районах.

Winter Park – Mary Jane. Это считает вроде "пригородной зоны", поскольку туда из Денвера ходит паровоз
Summit County ("район вершин", в 150 км на запад от Денвера). Самый высокогорный район США (без Аляски), здесь проходит Континентальный Водораздел Северной Америки. Тут находится 7 или 8 горнолыжек, самая известная и огромная – Vail. Тут есть аэродром, куда могут садиться тяжелые самолеты,
Aspen – еще западнее по 70-й, потом на юг. Тут находятся близко расположенные друг к другу четыре зоны, самая огромная – Snowmass. В Аспене есть аэродром, но туда садятся небольшие самолеты (до 100 пассажиров)

Не знаю почему, но самый известный – Аспен. Хотя он расположен в самом центре Скалистых гор. По-моему, он считает более фешенебельным и курортным. Summit County – более "катательным" и более, что ли, местным (Денвер в Аспен не ездет, далековато).

Мой первый вояж в те края был в 2003 году (собирался в 2001, но в последний момент все отменилось, сдал билеты…). Вот довольно подробный отчет об этом: http://www.visual.2000.ru/kolesov/hobby/ski/2003/colorado/index.htm

Честно говоря, в ту поездку я поехал "наобум", зная только название Аспен и полностью полагаясь на Лелика. Точнее я немного посмотрел описания и уже знал про Вейл, но главной целью был Аспен.

И по разработанному уже в Денвере плану, я сначала должен был кататься в Summit Counry, а потом с Леликом и Сашей двинуть на пару дней в Аспен. Но такая концовка не получилась (ребята не смогли) и я вернулся в Денвер на пару дней раньше…

И очень хорошо!!! Нет, конечно, жаль, что ребята не смогли поехать… Но за 8 дней в Summit County так укатался (6 разных огромных зон катания! До сих пор, как вспомню, так вздрогну), что ехать еще в Аспен – это было бы уже черезчур.

Правда, когда я летом 2004 залетел в обрывчик, я совсем распрощался с мыслями о лыжах, и жалел, что не доехал до легендарного Аспена.

Но потом жизнь как-то стала налаживаться, и в конце января 2007 все же я туда попал…
И не просто попал.


Еще в конце декабря 2006 я не очень был уверен, что смогу спуститься длинной, хотя бы и синей горки. Через пару недель в Ишгле (http://www.visual.2000.ru/kolesov/hobby/ski/2007/ischgl/index.htm)
я понял, что вполне могу ходить по укатанным трассам, правда, на черные трассы заходил с опаской.

А через неделю после Ишгля я уже был в Аспене (прикольная, надо сказать история, http://www.visual.2000.ru/kolesov/hobby/ski/2007/aspen/index.htm). И там я решил, что укатанные трассы – это уже пойденный этап и пора выходить на "катаемся везде"…

На этом пока все.

А теперь собственно про памятники. Я видел там два.

Это – памятник 10-й горной дивизии. Внизу написано: "Мы покоряем мужчин и горы".
Дивизия именно тут имела место постоянно дислокации и проходила горную (в том числе и лыжную) подготовку во Вторую Мировую войну. В Европе дивизия воевала зимой 1945 года в Альпах, со стороны Италии. Вот тут рассказ о дивизии: http://www.wildsnow.com/articles/soldiers/10th_mountain_division.htm

Второй памятник: Max Marolt.


Про него написано, в частности, вот тут: http://www.coloradoskihalloffame.com/images_bio_htm_files/Max_Marolt.htm

Во-первых, он местный, из Аспена. Во-вторых, в 1954-60 гг. входил в г-л сборную США, был призером Олимпиады 1960 г. в Скво-Вэлли (кстати, в Кордильерах, около Сан-Франциско). Но, как я понял, главная его заслуга – пропаганда горных лыж и вклада в развитие г-л туризма в Аспене.

Кстати, это одни их моих последних "пленочных" фото. Когда я вернулся в Денвер, то мы с Лелик зашли в какой-то супермаркет (по другому поводу) и там он меня уговорил за "недорого" купить цифровую "мыльницу" Canon. И уже с ней я отправился дальше – сначала в Сан-Франциско, оттуда в Сиэтл…

================================================== P.S. К сожалению, во время визита в Summit County (второй, после Аспена по известности, и первый по масштабам горнолыжный район США) в 2003 году я не заметил в Вейле еще один памятник. Вот о нем из статьи На горных лыжах в "Парке Горького"? Легко! Vail, Скалистые горы, Колорадо… 26.02.2003

Во время 2-й мировой тут и в Аспене в 1942-45 годах проходила подготовку  10 горная дивизия, которая воевала в Италии, в том числе в Альпах. В военном лагере в Summit County пошли подготовку 15000 бойцов.

Обратите внимание: солдаты отрабатываю САМЫЙ важный элемент горнолыжной техники - "разворот махом" (на месте на 180 град)!



В Аспене и в Ski Copper установлены памятники бойцам-горнолыжникам

А такое фото есть у меня выше, а это я я нашел в Интернет с любопытным комментарием. Не все знают историю...
Вот такие дела...

Комментариев нет:

Отправить комментарий