воскресенье, 10 июля 2011 г.

60-летие 12-й кафедры МИФИ. Ч. 2. Мои комментарии по поводу

Продолжение записей по теме.
Начало - 60-летие 12-й кафедры МИФИ. Ч. 1. Вступление, история
(этот же пост в ФБ: https://www.facebook.com/groups/alumnimephi/permalink/1013604299033528/)

В первой половине 70-х (когда я там учился) вычислителей (в основном программистов, вычислительная математика) готовили уже многие вузы, это уже тогда была одной из самых массовых специальностей. Вычислительные предметы были в программе почти всех технических специалистов.

Но все равно, я был уверен тогда и уверен сейчас, что самая сильная подготовка вычислителей в 70-х была в "физических" вузах (МИФИ, МФТИ, Физфак МГУ) и ряде других ведущих ВПК-ориентированных вузах (МВТУ, МЭИ, ряд питерских вузов). Понятно почему, если вспомнить, что создание первых ЭВМ в 1940-х было связано с ядерными проектами (даже космос стал применять позднее).

Отмечу, что 12-я кафедра (да и факультет "Кибернетики" в те годы) готовил не программистов-математиков. Кафедра готовила инженеров-системотехников (а еще за два года до нашего выпуска в 76-м, это называлось "инжерен-электрик") – универсальных специалистов-исследователй по созданию вычислительных устройств, с программно-аппаратной подготовкой.

По поводу того, как и чем нас учили, - это вопрос весьма спорный. Как, я убежден, что является очень спорным и тезис о высоком качестве советской высшей школы.

В МИФИ нам просто дали мощную теоретико-методическую подготовку по широкому спектру направлений (безотносительно к будущей профессии), научили учиться. А дальше, после окончания вуза и "далее везде" – постоянное изучение и освоение нового и нового. Конечно, это личная точка зрения, но я ощущаю, что основа "мифического" образования, на которой строилась моя профессиональная карьера, -- это первые три курса общей подготовки (в первую очередь математика). Специальные предметы были тоже полезны, но опять же в общеметодическом плане (в практическом они во многом устарели еще момент их преподавания). В первый же год работы я узнал многое такое, чего в вузе нам даже не говорили. Но должен при этом отметить, что реальное производство отставало о нашей вузовской подготовки, там еще все только-только начиналось. В нашей "конторе" (весьма приличной и обеспеченной кадрами и техников) все спецы были "вчерашние" выпускники. Направления начинали развивать "с чистого листа"…

Так что "мифистская" подготовка – это было, как раз то, что нужно.
С выпуска в феврале 1976 года по ИТ-профессии я сменил (а часто сочетал) несколько направлений деятельности. С 1995 ушел в ИТ-журналисты. И все это – на фундаменте МИФИ.

Комплексность образования лучше всего проявила себя в 1980-84 гг., когда я перешел на работу в совершенно новую (не техническую) среду, в Произодственный и НИИ по инженерным изысканиям в строительстве (ПНИИИС Госстроя РСФСР), в лабораторию (не помню точно название) математического моделирования подземных вод (шеф – Вениамин Соломонович Зильберг). В должности руководителя группы (группа состояла из меня одного), я выполнял функции начальникам ЭВМ (СМ-1, снабжение, ввод в эксплуатацию, ремонт – сам и на заводах, заказ нового оборудования), программиста, математика и разработчикам методики моделирования… И защитил по том кандидатской по совсем не базовой для меня специальности "гидрогеология" (при том, что людей "со стороны" в этой среде не очень любили).

Но возвращаясь к нашему обучению. Мне кажется, что очень важным было даже не чему, а как учили. Преподавательский состав был укомплектован не просто сильными специалистами с отличной базовой подготовкой. Что, возможно, еще важнее – был энтузиазм, желание искать новой, желание это новой дать студентами. Была сильная нацеленность на будущее, если угодно, вера в будущее.
Кафедра со дня основания вела большую научно-исследовательскую работу. Доля НИР была, наверное, даже выше (возможно – значительно выше) собственно преподавательской работы.
Что очень важно – это был достаточно молодой, энергичный и дружный коллектив. Нам, двадцатилетним, они казались чуть ли не стариками, а на самом деле в основном это были люди 25-35 лет. Спорт (футбол, хоккей), увлечения (походы, лыжи), дружеские вечеринки – это все очень-очень важно…

Что было дальше на кафедре, как я себе это вижу. Возможно, это понятная предвзятая позиция, но, мне кажется, что именно 70-е были пиком в истории кафедры. Не в том плане, что ее развитие замедлилось. А в том, что средний уровень вузов стал подтягиваться в лидером.

Проще говоря, если тогда МИФИ (и другие) был явным лидером в ВТ, то потом разрыв стал сокращаться, "первый среди равных" – так что ли…

История 1990-2005 гг. – очень непростая для всей высшей школы. Я в целом не согласен с точкой зрения "разрушение системы образования". Тут все намного сложнее. Я считаю, что система советской высшей школы не соответствовала требованиями времени (мировым, российским), прежде всего к ее организационных формах, да и обучения тоже.

Это был сложные период "ломки и перестройки". И он еще не закончился в полной мере, хотя позитивные тенденции последних лет очевидны.

Как и чему готовили студентов (сдается, что примерно как нас) – не знаю. Но факт остается фактом: фактически с 80-х годов преподавательский состав не менялся (уходили, в том числе из жизни, но не приходили). Новая волна преподавателей и других сотрудников началась только несколько лет назад. Но началась!
Сейчас состав сотрудников выглядит, кажется, примерно так: основной костяк – от 55 до 70 лет, и новая волна 22-27 лет.

Есть проблемы с позиционирование Кафедры в системе МИФИ.

На протяжении всей истории МИФИ, как я уже говорил, направление ВТ было один из основных для института. Очень показательно то, что в течение почти 10 лет (с 1997 года) ректором МИФИ был не ядерщик, а "вычислитель" – Борис Оныкий, выпускник 12 кафедры 1964 года.

Сейчас руководством МИФИ считает, что институт должен концентрироваться на вопросах исключительно ядерной отрасли и говорить специалистов в первую очередь для Росатома.
Избавляясь от непрофильных направлений, к который, похоже, стало относиться и ВТ.

Создается впечатление, что последние три года перспективы ВТ в МИФИ были не очень понятными (возможно, потому что сам институт в целом серьезно перестраивался организационно). Характерно, что М.Иванов с 2008 ходил в должности и.о. завкафедрой, получил просто "зав" только совсем недавно.

Сейчас политика руководства МИФИ в отношении ВТ, кажется, стабилизировалась (будет поддерживаться и развиваться).

В мае было принято решение об объединении факультетов "Кибернетика" (К) и "Информационная безопасность" (Б) под названием "Кибернетика и информационная безопасность" (интересно, какая буква будет выбрана для обозначения?).

Народ с некоторым беспокойством ждет 1 сентября – ожидают начало процесса "укрупнения кафедр".

Конечно, я мало знаю ситуацию в вузе, но со стороны (и что знаю) уверен, что процесс объединения и укрупнения – совершенно верный. Потому что в 90-е годы этих кафедр наплодиось, кажется, любой профессор тогда мог создать кафедру "под себя". Кажется, так и целый факультет "Информационная безопасность" появился в свое время.

На этом заканчиваю нынешний этап "размышлений о МИФИ". Есть желание написать много историй-воспоминаний с фото, но как-нибудь потом. Кстати, тут можно вспомнить, что 2 июля – день ССО.

Следующая запись будет уже про 29.06.2010 - Торжества по случаю 60-летия кафедры.
http://akolesov-travel.blogspot.com/2011/07/60-12-3-29062011-10.html

P.S. На фото в начале записи – это, кажется, единственная "кафедральная" фотография моего времени обучения там. Это – я, преддипломная практика, 1975 год. Вот так и "практиковался". А фото сделал, кажется, Миша Макаров. Миша – друг (одноклассник, одногрупник) моего брата Сергея, который закончил в 1971 году и помогал мне в кафедральных делах. Кстати, интересная история, нужно будет ее рассказать…

Комментариев нет:

Отправить комментарий