пятница, 16 марта 2012 г.

К вопросу о выборе г-лыжных ботинок

На публикацию Что самое приятное в горных лыжах? получил вопрос-комментарий от Елены:

================
Извините, а не могли бы Вы мне порекомендовать, что стоит сделать в моей ситуации с ботинками?
У меня - "Саломон", совсем не навороченные (покупались года 4 назад; финансы тогда оставляли желать лучшего, вот и купили подешевле).
Они мне вроде бы нормально. Но, когдя я катаюсь, почему-то начинают затекать ступни с внешней стороны. То есть онемение начинается с области мизинца, а через некоторое время распространяется на внешнюю сторону снупни и с другой стороны - на другие пальцы и подушечки. Особенно это чувствуется, если приходится пользоваться шваброй.
Если своевременно не принять меры (не разуться и не посидеть-отдохнуть), то становится совсем неприятно.
Что бы Вы посоветовали в этой ситуации?
Как-то можно наладить отношения с этими ботинками?
Или лучше купить новые? А если покупать, то на что стоит обратить внимание, чтобы не было этой же проблемы в дальнейшем?
=================
Быстого и короткого ответа у меня нет. Сразу ответить не удалось. Попробую сейчас развернуто



Прежде всего – я не большой специалист в этом деле. Т.е. я не занимаюсь профессиональной подбором и подгонкой ботинок. Правда, такое впечатление, что у нас в стране, таких спецов и не очень много (а может быть, нет вовсе, хотя и могут выдавать).

За время своих г-л поездок, я только в одном месте (в Тине, Франция) видел прокатную контору, которая была обклеена рекламой "подгонкой" ботинок (возможно, в других местах просто не заметил, хотя я обращаю внимание). Хотя, насколько это реально – не могу сказать, возможно, это только рекламная заманка.



В советские времена (в 80-е), когда ботинки уже появились, но их было 2-4 модели (выбор не очень велик, учитывая проблему подбора), были умельцы, которые занимались подгонкой. С помощью паяльной лампы размягчали пластик и выгибали по форме ступни, делали подкладки во внутрениий ботинок или, наоборот, вырезали… Была такая частая штука – вклеивалось пластиковое кольцо на две боковые косточки стопы (частая проблема – давит именно тут).

Кстати, еще в 70-е на Западе (у нас ничего не было) были ботинки с внутренним термопластиком, которые принимал внутри форму ноги. Но насколько это было реалистичной – не знаю, только слышал разговоры и видел со стороны.

Короче говоря, что можно посоветовать Елене на основе своего опыта (все же есть).
Трудно сказать...

1. Возможно, ботинок тесен. Вопрос: как вы его надеваете? Что на ноге одето? Носки? Сколько?
Если надеваете два носка – немедленно снимите одни.
Кататься нужно в тонком х-б носке!!! Никаких толстых шерстяных!
Если человек жалуется на горе, что у него мерзнут ноги, первый совет – снять все лишние носки.
Нога мерзнет от того, что пережата, а не от того, что мало надето. Ботинок – очень теплый сам по себе.

2. Если это не помогает, ботинки, все же нужно менять. Скорее всего, проблема в узкой колодке. Нужна другая модель.

3. Проблема в том, что выбор ботинка – это на 50% - лотерея. Вы можете понять в магазине, что "ботинок не ваш". Но то, что они "ваш" (не только в домашней обстановке) вы сможете понять, только на горе. Причем – при максимальных нагрузках, не в первый день.

В прошлом году я решил поменять ботинки (отдельная история почему). Примерно в марте-апреле 2011. В разных магазинах я перемерил, наверное, два десятка моделей. И только одну выбрал, как подходящую.

Но как она поведет на горе – это никто гарантировать не мог. Только на горе!

По-хорошему, нужно было покататься в них в Москве. Но у меня это не получалось, поэтому рискнул – поехал в них в Шамони в декабре (имея в виду запасной вариант – взять там в прокат).
(У меня был такой случай в 1995 году – купил КЛАССНЫЕ накануне и поехал в Терскол. Там даже дня в них не выдержал, Лена Федовова дала красные Альпины, прекрасно откатал в них. А новые продал, вернувшись в Москву).

В целом – все ОК! Проблемы тоже немного есть (это чувствуется на 3-4 день катания, по мере роста нагрузок), но не так как в предыдущем варианте. Но у меня есть дефект ноги, т.е. это уже может быть почти неизбежно.

3. Совет Елене. Есть общие советы по подбору ботинок. Их можно повторить.
Возможный вариант – попробовать разные модели в прокате (это хорошо делать в Европе – большой выбор). Какая модель подойдет – ту и купить.

Хотел еще написать общие советы по выбору ботинок и по "одежке" ноги, но это будет уже следующая история (кажется, у меня было написано по этому поводу, но не могу найти).

Вот только одни – что надевать "под ботинок":

Вариант слева – не очень хорошо. Я из-за этого давно отказался от "термобелья-кальсон". Внизу у "штанов" почти всегда есть рубец. А это место ноги – самое назрузочное. Можно легко стереть ногу за раз в кровь. Тут – еще неплохой вариант (носок под штанами), хуже – если рубец лежит на голой ноге.

Я уже давно использую такой (справа) вариант (спасибо, Володя Ижин!!!): колготки, никаких складок-рубцов. Сверху (на правой ноше) еще надеваю тонкий капроновый носок (тоже без рубцов, можно подлинней-повыше). Чтобы не протирались колготки и чтобы нога лучше скользила, когда влезаешь в ботинок)



Главный принцип использования ботинка – если ты "попал в ботинки", но катайся в них "до упора". Никаких замен под влиянием чисто моды (не под цвет костюма и пр…).
В 1996 году я "попал" в самой точку. Классные (красные, с синим и желтым) San Marco! Пять баллов! Жесткие, четыре регулировки (вперед-назад, вбок, вверх-вниз), жесткость наклона). Точно по ноге, как перчатка на руке. Пятка – не шелохнется. Пальцы четко зафиксированы.
Блеск!
Но в 2004 у меня была травма левой ноги (не лыжи, авто). Ступня немного деформировалась и величилась в голеностопе.
Два года не катался, потом стал пробовать. В конце 2006-го купил себе "мягкие" (б-у), с откидывающимся задником (чтобы нога влезала). Комфортно ходить, но сильно ездить – болтается немного.
В 2008 влез в СанМарки. Но было очень по-разному. Вроде бы, ничего, но иногда – очень тяжело (нога сильно затекала, немела), особенно при больших долгих нагрузках.
Короче говоря, год назад купил новые. Вроде бы получше. Тоже классные ботинки получились…


Такая история.
Да, еще. Проблемы с ногами, травмы и пр... – не повод, чтобы не кататься!

Приятель Саша Т. в 2007 в Ишгле получил травму колена. В 2008 мы с ним же встретились в Трех Долинах… Ломится по горе, как ни бывало.
На передыхе показал свое снаряжение:



А мне ему в ответ показать было нечего. Только под рентгеном можно увидеть :-)
Короче говоря: нет поводом, чтобы не кататься. Например, вот так, в тех самых Трех Долинах в 2008-м….


P.S. Получил полезную ссылку по теме
http://forum.nedoma.ru/topic31562.html
(как подгоняют ботинки в Москве)
Вспомнил! Я такую мастерскую видел и в Шамони в одном из магазинов!




8 комментариев:

  1. Категорически не согласен с тобой по поводу носков. Надевать нужно специальные носки для горных лыж, а не тонкие х/б. Они длинные, типа, гольфов, с утолщениями в нужных местах (голень спереди, пятка, носок). О! Разглядел. У твоего друга именно такие носки.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я в лыжных натирал голень, один раз до болячки. Потом мне посоветовали под лыжные одевать обычные тонкие носки. Стало великолепно.

      Удалить
  2. OK!
    Наверное, ты прав... Хотя, я думаю, что это все же не обязательно.
    Но тогда нужно мерить ботинок именно на такой носок.
    Надо будет купить себе при случае, но боюсь, с ним ботинок будет мал...

    ОтветитьУдалить
  3. Кстати, у меня такие есть... Но я их только в летние горные походы одеваю.

    ОтветитьУдалить
  4. насчет колготок - вполне можно обойтись обычным термобельем (оно кстати получше в смысле тепла и отвода влаги), просто не опускать штанину вниз в голенище
    мастера, подгоняющие ботинки у нас есть, но это долгий и недешевый процесс
    зато сейчас появилась замечательная технология Fischer vacuum, ботинок формуют прямо по ноге при покупке, обжимают снаружи. Луди, которые раньще не могли кататься и получаса из-за нестандартных или травмированных ног просто в восторге, я не слышал ни одного отрицательного отзыва

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. да, я тоже опускаю термоштаны чуть ниже колена, не мешает.
      бутфитинг сейчас - это не долгий процесс, 2-3 часа, да и стоит вовсе не так дорого - 5 тыщ за ботинки со стельками. Почитайте http://forum.nedoma.ru/topic31562.html

      Удалить
  5. Большое Вам спасибо за разъяснения!
    Я катаюсь в специальных горнолыжных синтетических носках - они отводят влагу, в них всегда сухо и комфортно.
    Но они такие махровые изнутри. Попробую на следующий год покататься в носках потоньше.
    В принципе, мне уже полегче стало, когда я стала затягивать клипсы на ступне не со всей дури :)
    Шовчик термобелья я просто поворячиваю в сторону (например, за косточку), где он не трет и не чувствуется вообще.

    Мы катаемся в Швеции, в Åre. Но вполне возможно, что на следующий год попробуем другое место - сейчас мы в Англии, и все равно придется куда-то лететь :)
    Так что, скорее всего, придется брать напрокат и лыжи, и ботинки. И я обязательно воспользуюсь Вашим советом!
    Такой наколенник с боковой защитой, как у Вашего друга, продается в Швеции в спортивных магазинах. В Англии тоже видела, но, если не ошибаюсь, в аптеке.

    ОтветитьУдалить
  6. Я - за катание в колготках! В тонких или плотных - зависит от погоды. Еще могу посоветовать вынуть стельку - совершенно нормально кататься без нее, если высокий подъем ноги и широкая плюсная кость. Узнала недавно , что стали делать ботинки с подогревом внутри с помощью батарейки-аккумулятора и еще есть японские стельки тоже с подогревом (от трения) многоразового использования. Горные лыжи форэва!!!!!

    ОтветитьУдалить