четверг, 29 сентября 2016 г.

"… И душа ее - в этих бесконечных пространствах". О какой же стране идет речь?

Прежде всего, я не ожидал, что народ так горячо будет обсуждать этот вопрос. И очень рад, что обсуждение получилось очень интересным! Спасибо всем!

Итак, вчера я опубликовал в Фейсбуке такой пост:

Предлагаю вам принять участие еще в одной викторине из одного вопроса.
Ниже - цитата одного известного человека.
Вопрос - о какой стране он говорит?
Но только просьба: не отвечать пока тем, кто просто знает ответ или сможет найти ответ в Интернете.
Просьба ответить, что точно не знает, а даст ответ именно на основе анализа фразы.
===============================================
"По ЭТОЙ СТРАНЕ можно странствовать годами, пересаживаясь с авто на пароход и поезд, и никогда не увидеть до конца.
Слишком она огромная, слишком разная. И душа ее - в этих бесконечных пространствах".
==============================================
О какой стране идет речь?

Нужно было вместо "ЭТОЙ СТРАНЕ" вставить название конкретной страны.



Для начала я должен сказать: я не могу на 100% гарантировать, что эта цитата истинна и она принадлежит именно этому человеку.

Я еще увидел в ноябре 2011 году в каком-то рекламном туристическом проспекте (или в журнале), который лежал среди прочих в приемной, когда был в своем местном стоматологическом кабинете.

Я ее тогда фоткнул на телефон. А потом несколько раз пытался "проверить" ее в Интернете, но ничего подтверждающего найти не мог. Я буду очень благодарен, если мы совместными усилиями сможет найти подтверждение!

Так вот – эта фраза произвела на меня сильной впечатление. По двум причинам – она наглядно показала, с одной стороны, сходство, а с другой, - различие двух стран: России и Америки (точнее – все же США).

В поступивших ответах именно звучали в основном названия именно этих стран.
Что очень характерно – Россию называли люди, которые, насколько я знаю, в Америке не были. Это не упрек. Но это отражает то, насколько, находясь внутри страны, мы не очень хорошо представляем себе окружающий мир.

"странствовать годами", "никогда не увидеть до конца" "слишком огромная, слишком разная", "бесконечные пространства"

Речь идет об огромной в географическом плане стране. Россия, США, Китай, наверное, Бразилии и Аргентина, Австралия. Даже Франция или Испания для меня сюда не попадает. Я был много, где в Европе, но "странствовать годами" и "бесконечные пространства" – это не про нее.

Это что-то масштабное…
Но в цитате есть еще два любопытных слова.

"Душа" – именно это слово поразило меня в этой цитате. Многие восприняли его как явный признак России. Даже те, кто говорил о США, потом, обсуждая возможного автора, называли русского, причем – литератора или даже поэта (назывались - Ильф и Петров, Маяковский, Есенин, Булкаков…).

Но было в этой цитате еще одно слово, которое почти точно определяло страну, одну из всех претендентов. Вариант со страной был бы понятен почти сразу, если бы я написал когда умер автор цитаты (т.е. до какого года она была произнесена).

Так вот чаще всего назывались США и Россия. И по этому поводу я еще немного расскажу.

Я не очень молод, учился в школе давно. Но еще в школе в силу разных причин я стал интересоваться США (наш главный политический и экономический соперник, которого мы хотели "догнать и обогнать" – на полном серьезе, а не как сейчас, только на словах). Две книги, их множества других прочитанных тогда, произвели на меня огромное впечатление: "Деловая Америка" (в конце 60х) и "Земля за Океаном" (1973).
Первая наглядно показала – на чем основано экономическое лидерство США. На высокой производительности труда и мощной мотивации к повышению этой производительности.

Вторая показала – на насколько это огромная, интересная и многообразная в географическом плане страна. И еще из нее я понял – насколько мы, Россия и США, похожи.

То есть нас разделяет множество различий. Но при этом есть и есть очень много схожего. Если вы меня спросите, кто из других стран большее всего похож на России, я отвечу однозначно – США.
Нас делают похожими география и история "распространения". Примерно похожие размеры, примерно похожий климат. Очень похожая динамика "освоение территорий, только мы шли на Восток, а они на Запад. И в результате встретились в Беринговом проливе.

Но при этом – получились весьма разные результаты! И потому, естественно, возникает вопрос – почему?

Ну, да ладно.
Разумеется, тогда в начале 70х ("Земля за океаном") вероятность, что я когда-то увижу США (да и любые другие страны), виделась мне нулевой…

Но все получилось иначе. Первая же моя зарубежная поездка (это удивительная история во многих отношениях) в апреле 1994 года получилась именно в США.
И самое удивительно, что я тогда вместо банального участия в научной конференции (был ученым тогда, выступал там с докладом) получилась мощное путешествие (Серега Поздняков! Спасибо, это была твоя идея, и реализована она была с твоей помощью!) через всю Америку – двое суток на автобусе Greyhound из Индианаполиса в Сан-Франциско!
Это было что-то!
И вот тогда я за два дня увидел – насколько это огромное и разнообразное. Реки, озера, поля, степи, леса, пустыни, горы, океан…



Потом была командировка в Сиэтл в 1997 (уже как журналист). А потом в 1998 году еще более мощное автобусное путешествие из Лос-Анджелеса в Вашингтон (DC) – двое с половиной суток, южным маршрутом…



Потом было несколько автопутешествий по разным районам страны…

Я такие просторы и такое многообразие видел только в России.
Но при этом я видел и множество различий и мысль "почему же у нас не так" присутствовала всегда…

Так. Это было вступление к формальному ответу, а ответ будет в следующем посте, который я прямо после публикации этого начну писать…

Вот уже написал

Комментариев нет:

Отправить комментарий